|   Послать ссылку   |   Версия для печати      

Техническое регулирование

Система технического регулирования не так проста, как кажется с первого взгляда, и зачастую потребители тех или иных товаров не в силах разобраться с ее многочисленными тонкостями. Представим юридический анализ общественных отношений, возникающих при установлении обязательных требований к продукции и другим объектам технического регулирования.

Понятие и нормативно-правовое обеспечение 

Безопасность и качество продукции - одно из важнейших условий стабильного развития и функционирования рынка товаров и услуг. Установление требований качества и безопасности товаров и услуг осуществляется посредством технического регулирования. Техническое регулирование как один из видов воздействия на социально-экономическое развитие страны направлено на защиту участников правоотношений, возникающих в процессе производства и обращения продукции, а также третьих лиц от ущерба и причинения вреда (Лукьянова В.Ю. Юридические презумпции в законодательстве о техническом регулировании // Законодательство и экономика. 2006. № 10).

Техническое регулирование - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (или уполномоченных наднациональных органов), направленная на установление обязательных требований по отношению к объектам технического регулирования. В статье 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» очерчивается круг правоотношений в сфере технического регулирования - это отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Объекты технического регулирования - в соответствии со ст. 1 Закона № 184-ФЗ, объектами установления обязательных требований являются: продукция, здания и сооружения, а также процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Отметим, что в рамках технического регулирования (абз. 2 п. 1 ст. 1 Закона № 184-ФЗ) к услугам также могут разрабатываться и применяться определенные требования, но только на добровольной основе.

Одним из важнейших инструментов формирования государственной политики, призванных обеспечить создание новых условий хозяйствования, является Закон № 184-ФЗ. В нем определены основные направления реформирования системы, устанавливающей обязательные требования к продукции и процессам ее производства, обращения и эксплуатации, а также алгоритмы контроля за соблюдением этих требований со стороны государства, общества и субъекта хозяйствования, обозначив ее как систему технического регулирования (Калмыкова А.В., Каширкина А.А., Лукьянова В.Ю., Морозов А.Н. Система правовых актов в сфере технического регулирования в условиях формирования Единого экономического пространства // Журнал российского права. 2011. № 6).

Правовое регулирование данных правоотношений осуществляется следующими нормативно- правовыми актами:

-    Конституция РФ;

-    наднациональное законодательство - различные соглашения между участниками ЕврАзЭС и Таможенного союза, технические регламенты Таможенного союза и ЕврАзЭС;

-    Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в котором закреплены основы технического регулирования;

-    подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента РФ, акты Правительства РФ, приказы федеральных министерств, служб и агентств), например Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

Правоотношения и их элементы

Как любое правоотношение, правоотношения, возникающие при установлении обязательных требований к объектам технического регулирования, состоят из нескольких взаимосвязанных элементов:

-    субъекты правоотношения (субъективный состав), то есть лица, непосредственно участвующие в правоотношении;

-    объект правоотношения, то есть то, по поводу чего возникают правоотношения;

-    содержание правоотношения, то есть конкретные (субъективные) права и обязанности участников (субъектов) правоотношений.

Государственные органы - это публично-правовые образования, которые в ходе своей деятельности (осуществления властных полномочий) устанавливают обязательные требования к объектам технического регулирования.

Производители и продавцы продукции - это юридические лица различных организационно- правовых форм (в основном коммерческие), которые осуществляют производство различного рода продукции или осуществляют оказание услуг и (или) деятельность по реализации продукции или оказанию услуг.

Потребители продукции - физические и юридические лица, приобретающие продукцию на основании какого-либо договора.

Объектом правоотношений в области технического регулирования выступает продукция. В соответствии со ст. 2 Закона № 184-ФЗ под продукцией понимается результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. В литературе справедливо отмечается, что для определения конкретного содержания материально-вещественной формы необходимо учитывать нормы гражданского законодательства, поскольку именно оно регламентирует основные понятия в данной сфере (Агешкина Н.А., Коржоа В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (постатейный)). В ГК РФ «продукция» определяется как разновидность вещей наряду с плодами и доходами, как поступление, полученное в результате использования имущества (ст. 136 ГК РФ). Понятием «продукция» охватывается все то, что получено в результате производительного использования вещи (Гражданское право. Том 1: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2001). Это может быть сырье, полуфабрикат или материал, предназначенный для последующей обработки, готовый продукт, а также иные объекты.

Технический регламент, стандарт и технические условия

Довольно сложным является вопрос о том, что же такое технический регламент, стандарт и технические условия. Рассмотрим все эти категории по порядку.

Технический регламент: в соответствии со ст. 2 Закона № 184-ФЗ под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором РФ (подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ), или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Из данного определения можно выделить признаки технического регламента:

-      носит нормативно-правовой характер (является нормативно-правовым актом);

-      принимается уполномоченным органом в форме (международного договора, решения наднационального органа, федерального закона, подзаконного нормативно-правового акта);

-      устанавливает обязательные требования к объекту технического регулирования.

Стандарт: в соответствии со ст. 2 Закона № 184-ФЗ стандарт является документом, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Признаки стандарта:

-    не является нормативно-правовым актом и не носит обязательного характера;

-   принимается уполномоченным органом по техническому регулированию;

-   устанавливает требования к объекту тeхнического регулирования, которые выполняются только на добровольной основе.

Обратим внимание, что стандарт - это документ, применяемый только на добровольной основе. Обязательный же для применения только технический регламент. Данное утверждение подтверждается судебной практикой. Например, в Постановлении ФАС СКО (Постановление ФАС СКО от 12.12.2007 по делу № А32- 27649/2006-57/585) суд указал, что в силу ст. 2 Закона № 184-ФЗ применение стандарта осуществляется в добровольном порядке, а обязательным к применению документом является лишь технический регламент.

Применительно к стандартам необходимо отметить еще одну особенность. При разработке Технического регламента одновременно разрабатывается перечень стандартов под этот технический регламент. Делается это для того, чтобы при выполнении требований стандартов обеспечивалось выполнение требований Технического регламента. Таким образом, в данном случае стандарт фактически является обязательным.

Технические условия (ТУ): в законодательстве РФ нет определения понятию «техническое условие». В технических условиях, как правило, отражаются какие-либо характеристики определенного вида продукции. Однако никаких обязательных требований в технических условиях устанавливаться не может. Даже если на упаковке товара и есть ссылка на какие-либо ТУ, в случае, когда данный товар подпадает под действие технического регламента, на упаковке должен быть указан знак сертификации или подтверждения соответствия.

Таким образом, техническое регулирование - достаточно сложный механизм установления обязательных требований к продукции и иным объектам технического регулирования, представляющий собой правоотношения между органами государственной власти, производителями (продавцами) и приобретателями продукции, урегулированные соответствующим законодательством и обладающие определенными признаками.

21-09-2012, 09:54   |   Просмотров: 5498   |   Комментарии (0)


Похожие новости:
  • Экспертиза качества товара как царица бала
  • Определение понесенного ущерба
  • Ох уж это ЖКХ
  • История одного судебного дела по расположению дачного дома
  • Судебная экспертиза с государственным уклоном
  •  

    Добавление комментария

     
     
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код
    Введите код: