СТРОЙКОМПАНЬОН > Порядок определения стоимости оказания маркетинговых, консалтинговых услуг, менеджмента и других услуг (МРР-3.2.12.02-00, 2000 г.)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правительство Москвы ПОРЯДОК
|
где |
|
- стоимость услуг (без учета сложности и объемности) в текущих ценах; |
|
- средняя выработка в организации, оказывающей услуги в уровне цен 1998 года; |
|
|
- плановая численность специалистов, выполняющих работы; |
|
|
- плановая продолжительность работ по оказанию услуги; |
|
|
- коэффициент участия с учетом уровня квалификации специалистов, принимающих участие в работе; |
|
|
- коэффициент инфляции, утверждаемый региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при правительстве Москвы. |
В свою очередь, средняя выработка определяется по формуле:
где |
|
- средняя зарплата в организации, оказывающей услуги при уровне цен 1998 года; |
|
- уровень рентабельности достигнутый в организации, оказывающей услуги при уровне цен 1998 года; |
|
|
- коэффициент, учитывающий долю зарплаты в себестоимости оказываемых услуг (находится в пределах 0,3 - 0,7); |
В свою очередь, коэффициент участия специалистов может быть определен по формуле:
где |
|
- фактическое время исполнителя в оказании услуги; |
|
- численность группы исполнителей, одинаковой квалификации, принимающих одинаковое участие в оказании услуги. |
|
|
- индексы заработной платы исполнителя по отношению к средней заработной плате (см. Приложение 2); |
4.3. Стоимость оказания услуг, различных по категориям сложности и объему, определяется на основе формулы:
где |
|
-определяется по формуле (4.1); |
|
- коэффициент категории сложности проблемы (значения приведены ниже в таблице 4.1); |
|
|
- коэффициент категории по объему работ (значения приведены ниже в таблице 4.2). |
Таблица 4.1
Категория сложности |
I |
II |
III |
Значение |
0,8 - 1,2 |
1,0 - 2,0 |
1,8 - 4,0 |
Таблица 4.2
Категория по объемности |
I |
II |
III |
IV |
Значение |
0,7 - 1,0 |
0,9 - 1,5 |
1,4 - 2,5 |
2,3 - 2,5 |
Устные консультации не относятся к категориям, обозначенным в таблице 4.2 и имеют коэффициент по объемности работ 0,7 - 2,0.
Классификатор категорий с обоснованием отнесения к той или иной категории по сложности и объемности работ с разделением по видам услуг приведен в приложении 4, 5, 6, 7.
4.4 Стоимость услуг, имеющих корреляционную зависимость от общей стоимости инвестиционного проекта (стоимость проектирования, строительства, выпуска продукции, продаж и проч.), может быть определена на основании норматива по формуле:
где |
|
- общая стоимость инвестиционного проекта в ценах 1998 года; |
|
- норматив стоимости услуг (работ). |
Данный метод преимущественно используется при оказании долгосрочных комплексных услуг. При этом стоимость одной или нескольких услуг, составляющих комплексную услуг, определяется по формуле:
где |
|
- усредненный коэффициент, учитывающий долевое участие одной или нескольких услуг, составляющих комплексную услугу. |
Алгоритм и исходные нормативные данные для определения коэффициентов и значений комплексных услуг, их составляющих и распределение стоимости во времени (в процессе реализации проектов) приведены в приложении 8 и 9.
Далее возможно дробление на более мелкие элементы, составляющие тот или иной вид комплексной услуги.
Возможно также распределение услуги по составляющим с соответствующим распределением вознаграждения. В первую очередь это относится к таким долгосрочным и комплексным услугам, как управление проектом или менеджмент.
При определении значений нормативов стоимости услуг следует также использовать фактические данные организаций, выполняющих инжиниринговые, консалтинговые услуги, услуги менеджмента на профессиональной основе.
5.1. Договорная цена формируется на основе базовой цены, определяемой в соответствии с методикой, изложенной в 4-ой главе настоящего "Порядка", с учетом взаимных интересов партнеров, в т.ч. прогнозируемых результатов и качества оказываемых услуг, сокращения (увеличения) сроков их разработки по сравнению с нормативными, степени творческого и предпринимательского риска, а также других условий исследований.
5.2. В условиях формирования договорной цены включается дополнительная оплата за:
- сокращение продолжительности разработки документации;
- выполнение особых требований, оговоренных в договоре, в т.ч. условия использования "НОУ-ХАУ".
5.3. Договорная цена определяется по формуле:
где |
|
- договорная цена; |
|
- коэффициент сокращения сроков выполнения работ; |
|
|
- коэффициент качества, достигнутого при разработке документации. |
Коэффициент сокращения сроков выполнения работ определяется по таблице 1 в зависимости от величины отношения Тп/Тф
Таблица 3
Тп/Тф |
1,1 |
1,25 |
1,43 |
1,66 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
Кср |
1,06 |
1,13 |
1,15 |
1,2 |
1,35 |
1,44 |
1,53 |
Значения коэффициента качества определяются экспертным путем по согласованию с заказчиком, но не превышают величины 1,2.
5.4. За нарушение установленных в договорах требований к составу, комплектности и качеству оказываемых услуг на заказчика и проектные организации налагаются санкции в соответствии с "Положением о договорах на выполнение проектно-сметной документации для объектов строительства в г. Москве и ЛПЗП".
5.5. С целью защиты заказчика и исполнителей от инфляционных потерь в условиях договора рекомендуется учитывать применение следующих видов договорных цен:
- договорная цена, неизменяемая в период действия договора - для технически несложных услуг, при непродолжительном сроке их исполнения;
- договорная цена, уточняемая в ходе оказания услуги (долгосрочные услуги).
5.6. В случае договорной цены на долгосрочные услуги при расчете за выполненные работы, этапа, части работ рекомендуется:
- одновременно производить перерасчет стоимости оказываемых услуг с учетом официальных индексов (коэффициентов) инфляции;
- заключение договора на выполнение работы поэтапно (в соответствии с "Порядком" в ценах 1998 года), с последующей корректировкой стоимости выполнения этапов работ с учетом уровня цен, сложившихся на текущий момент.
Приложения
Обозначение и понятие основных видов работ (услуг)
Консалтинг |
- деятельность по консультированию по широкому кругу вопросов деятельности предприятий, фирм и организаций, услуги по исследованию и прогнозированию рынка, цен, разработке технико-экономических обоснований объектов и пр. |
Маркетинг |
- система организации производственно-сбытовой деятельности предприятия, в основе которой лежит глубокое и всестороннее изучение рынка, оценка и учет всех условий производства и сбыта продукции в ближайшей и более отдаленной перспективе. |
Менеджмент |
- по смысловому содержанию примерно соответствует принятому понятию "организация управления" - организаторская деятельность, в заданных рамках на определенном уровне (звене) управления, направленная на достижение определенного результата посредством принятия адекватных решений. |
Инжиниринг |
- комплекс инженерно-консультационных услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации объектов. |
ШКАЛА ИНДЕКСОВ
среднемесячной зарплаты непосредственных исполнителей
№3 |
Наименование должностей |
Индекс среднемесячной |
1 |
2 |
3 |
1 |
Начальник мастерской |
2,00 |
2. |
Зам. начальника мастерской |
1,95 |
3. |
Главный архитектор проекта |
1,90 |
4. |
Главный инженер проекта |
1,85 |
5. |
Главный специалист |
1,80 |
6. |
Руководитель группы инженеров |
1,75 |
7. |
Руководитель группы архитекторов |
1,75 |
8. |
Ведущий специалист |
1,00 |
9. |
Архитектор 1-ой категории |
0,90 |
10. |
Архитектор 2-ой категории |
0,80 |
11. |
Инженер 1-ой категории |
0,85 |
12. |
Инженер 2-ой категории |
0,80 |
13. |
Архитектор и инженер 3-ей категории |
0,75 |
14. |
Техник |
0,70 |
Обоснование факторов,
оказывающих влияние на уровень сложности проблемы
и объема работ (услуг)
Блок-схема
уровней сложности проблемы и объема работ (услуг)
Стоимость оказания услуг зависит:
- от категории сложности поставленной проблемы;
- от объема и сложности выполнения работы (услуги) в зависимости от потребности или возможности заказчика.
По категории сложности рассматриваемые проблемы подразделяются на 3 категории в зависимости от расходования концептуальных и физических ресурсов исполнителей.
Более сложная проблема требует рассмотрения большого набора взаимосвязанных целей направляемых на их эффективное достижение, т.е. решение проблем с большими трудозатратами.
Сложные системы всегда требуют более глубокого и всестороннего изучения выявления многообразных связей, оказывающих существенное влияние на необходимость комплексного решения проблемы с учетом многочисленных факторов экономического, экологического, технологического, общественного и других составляюших.
При этом возникает потребность в изучении и анализе экономических условии, действующего законодательства, конкурирующих организации, систему ценностей и общественных взглядов, технику и технологию методов управления и т.п. условии ценообразования и т.д.
Более узкие проблемы требуют значительного меньших затрат интеллектуального труда. Количество связей и характер изучения отдельных факторов, оказывающих влияние на эффективное достижение целей требуют ограниченной внешней информации, что сужает сферу деятельности специалистов.
И, наконец, решение проблем в самых простых случаях связаны с минимальным уровнем трудозатрат и невысоким уровнем квалификации.
Такое решение тех или иных позволяет относительно правильно оценить расходы и время необходимое для удовлетворения потребностей заказчика в зависимости от его запросов.
В приложениях № № 4, 5, 6 и 7 представлены классификации решаемых проблем, с учетом их сложности по каждому виду деятельности - менеджменту, маркетингу, инжинирингу, консалтингу.
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ
ПО МАРКЕТИНГУ
№ |
Рассматриваемые проблемы |
Категория сложности |
Коэффициент |
1 |
Постановка и анализ проблемы |
II |
1,0 - 2,5 |
2 |
Исследование и анализ продукта |
III |
2,0 - 4,0 |
3 |
Исследование и анализ рынка, в том числе: |
III |
2,0 - 4,0 |
3.1. |
Исследование и анализ емкости рынка |
I |
0,7 - 1,3 |
3.2. |
Исследование и анализ спроса |
II |
1,0 - 2,5 |
3.3. |
Исследование и анализ конкурентов |
II |
1,0 - 2,5 |
3.4 |
Сегментация рынка |
I |
0,7 - 1,3 |
4. |
Продвижение и продажи, в том числе: |
III |
2,0 - 4,0 |
4.1. |
Исследование каналов сбыта |
II |
1,0 - 2,5 |
4.2. |
Исследования в области рекламы |
I |
0,7 - 1,3 |
4.3. |
Исследования в области Public relations |
II |
1,0 - 2,5 |
4.4. |
Стимулирование продаж |
I |
0,7 - 1,3 |
4.5. |
Прогноз продаж |
II |
1,0 - 2,5 |
5. |
Пенообразование |
III |
2,0 - 4,0 |
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ
ПО МЕНЕДЖМЕНТУ
№ |
Рассматриваемые проблемы |
Категория сложности |
Коэффициент |
1 |
Исследование и анализ внешней среды по отношению к объекту (организации, проекту, и проч.) |
II |
1,0 - 2,5 |
2 |
Исследование и анализ внутренней среды по отношению к объекту (организации, проекту, и проч.) |
I |
0,7 - 1,3 |
3 |
Исследование и анализ с последующей выработкой решений и их оптимизацией (организация, постановка, управление) |
III |
2,0 - 4,0 |
4 |
Стратегическое планирование |
III |
2,0 - 4,0 |
5 |
Среднесрочное планирование |
II |
1,0 - 2,5 |
6 |
Тактическое (оперативное) планирование |
I |
0,7 - 1,3 |
7 |
Реализация принятых плановых решений - организация субъектов процесса управления |
II |
1,0 - 2,5 |
8 |
То же - организация взаимодействия между субъектами процесса управления |
II |
1,0 - 2,5 |
9 |
То же - прогнозирование и ликвидация возможных конфликтных ситуаций |
I |
0,7 - 1,3 |
10 |
Организация учета, контроля и анализа |
I |
0,7 - 1,3 |
11 |
Постановка и организация регулирования и обеспечение эффективности деятельности организации, реализации проекта и т.п. |
II |
1,0 - 2,5 |
12 |
Управление производством в целом |
III |
2,0 - 4,0 |
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ
ПО ИНЖИНИРИНГУ
№ |
Рассматриваемые проблемы |
Категория сложности |
Коэффициент |
1 |
Инженерные услуги, в том числе - консультации по инженерным, техническим, технологическим и иным вопросам |
II |
1,0 - 2,5 |
2 |
Техническое сопровождение планирования, проектирования, документации и т.п. |
III |
2,0 - 4,0 |
3 |
Техническое сопровождение строительства (для инофирм) |
II |
1,0 - 2,5 |
4 |
Организация и ведение авторского надзора |
I |
0,7 - 1,3 |
5 |
Техническое сопровождение производства, сбыта, эксплуатации и проч. с организацией регулярного технического консультирования |
III |
2,0 - 4,0 |
КЛАССИФИКАТОР УРОВНЯ (ОБЪЕМА)
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ
№ |
Предоставляемая услуга |
Категория |
Коэффициент |
Определение цены |
1 |
Рекомендации устного характера без проведения дополнительных исследований и выдачи заключения |
Вне категории |
0,7 - 2,0 |
почасовая оплата |
2 |
Рекомендации с выдачей заключения по общим вопросам без дополнительного проведения НИР |
1 |
0,7 - 1,0 |
по методу нормируемых трудозатрат |
3 |
Рекомендации с выдачей заключения по конкретным вопросам без дополнительного проведения НИР |
2 |
0,9 - 1,5 |
по методу нормируемых трудозатрат |
4 |
То же (п.п. 2, 3) с проведением НИР без разработки аналитических отчетов, проектов, схем и т.п. |
3 |
1,4 - 2,5 |
по методу нормируемых трудозатрат |
5 |
То же (п. 4) с разработкой аналитических отчетов, проектов, положений, схем и т.п. |
4 |
2,3 - 3,5 |
по трудозатратам или процентный метод |
6 |
То же (п. 5) с постановкой структуры, служб, отношений, деятельности и т.п. в проекте, фирме и проч. |
4 |
2,3 - 3,5 |
по трудозатратам или процентный метод |
7 |
То же (п. б) с организацией сопровождения и поддержки (информац., аналитич. и др.) |
4 |
2,3 - 3,5 |
по трудозатратам или процентный метод |
РАСЧЕТ
значений коэффициента сложности содержания раздела
Коэффициент сложности содержания раздела, учитывает возможные отклонения от нормативных объемов работ по тому или иному разделу, связанные с уникальностью, особой градостроительной значимостью застройки, сложными конструкциями, инженерными решениями и прочими условиями.
Увеличение объема работ по разделу влечет изменение удельного веса по смежным разделам. Доля увеличения объема работ по разделу и влияние на смежные разделы определяется экспертным путем по согласованию заказчиком. Алгоритм расчета может быть представлен следующим образом:
_____________________
где |
;
|
-объем работ по разделам; |
К1; К2; КЗ; |
- коэффициенты, учитывающие измерения объема работ раздела; |
|
, , |
- средневзвешенный коэффициент; |
|
|
- средневзвешенный коэффициент. |
Исходные нормативные данные
для определения стоимости комплекса работ (услуг)
по выполнению функций заказчика-застройщика
Содержание:
1. Нормативы определения стоимости комплексных услуг по выполнению функций заказчика-застройщика (таблица 1).
2. Структура затрат по стадиям инвестиционного процесса (таблица 2).
3. Состав основных функций заказчика на стадии "Предпроектная градостроительная подготовка" (таблица 3)
4. Состав основных функций заказчика на стадии "Предъинвестиционная подготовка" (таблица 4).
5. Состав основных функций заказчика на стадии "Планирование" (таблица 5).
6. Состав основных функций заказчика на стадии "Подготовка пакета исходно-разрешительной документации (таблица б).
7. Состав основных функций заказчика на стадии "Подготовка проектной документации (таблица 7).
8. Состав основных функций заказчика на стадии "Строительство" (таблица 8).
9. Состав основных функций заказчика на стадии "Подготовка объекта к эксплуатации (таблица 9).
Нормативы определения стоимости комплексных услуг по выполнению функций заказчика-застройщика
Таблица 1
№ |
Стоимость строительства |
Норматив |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
до 4,0 |
0,08 |
1. Для объектов массовой застройки по типовым проектам применяется понижающий коэффициент Кт=0,7 |
2 |
от 4,1 до 10,0 |
0,07 |
|
3 |
от 10,1 до 20,0 |
0,05 |
|
4 |
от 20,1 до 40,0 |
0,045 |
|
5 |
от 40,1 до 80,0 |
0,04 |
|
6 |
от 80,1 до 120,0 |
0,035 |
2. Нормативы рассчитаны для объектов городского заказа |
7 |
от 120,1 до 160,0 |
0.03 |
|
8 |
от 160,1 до 200,0 |
0.029 |
|
9 |
от 200,1 до 240,0 |
0,027 |
Д.ля объектов финансируемых частными инвесторами значения нормативов применяются с коэффициентом Кк=3,0 |
10 |
от 240,1 до 280,0 |
0,024 |
|
11 |
от 280,1 до 320,0 |
0,022 |
|
12 |
от 320,1 до 360,0 |
0,02 |
|
13 |
от 360,1 до 400,0 |
0,018 |
|
14 |
от 400,1 до 800,0 |
0,016 |
|
15 |
от 800,1 до 1000,0 |
0,0145 |
|
16 |
от 1000,1 до 1200,0 |
0,013 |
|
17 |
от 1200,1 до 1600,0 |
0,012 |
|
18 |
от 1600,1 до 2000,0 |
0,011 |
|
19 |
от 2000,1 и более |
0,01 |
Нормативы рассчитаны графоаналитическим методом исходя из зависимости, характеризующейся гиперболической кривой.
Структура затрат по стадиям инвестиционного процесса
Таблица 2
№№ пп |
Наименование стадии |
Доля в общем объеме работ в % |
Состав функций п остадиям |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Предпроектная подготовка |
7,0 |
таблица 3 |
2 |
Предынвестиционная подготовка |
3,0 |
-"- |
3 |
Планирование |
5,0 |
-"- |
4 |
Подготовка пакета исходно-разрешительной документации |
5,0 |
-"- |
5 |
Подготовка проектной документации |
20,0 |
-"- |
6 |
Строительство |
50,0 |
-"- |
7 |
Подготовка объекта к эксплуатации |
10,0 |
-"- |
Итого |
100 |
Состав основных функций заказчика на стадии
"Предпроектная градостроительная подготовка"
Таблица 3
№№ пп |
Наименование функций |
Доля а общем объеме в % |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Сбор исходных данных |
25 |
|
2 |
Оформление договорных отношений и финансирование работ |
||
Определение исполнителя предпроектной градостроительной документации (ПГД) |
25 |
||
3 |
Согласование ПГД с организациями государственного надзора |
30 |
|
4 |
Утверждение ПГД |
20 |
|
Итого |
100 |
Состав основных функций заказчика на стадии
"Предыинвестиционная подготовка"
Таблица 4
№№ пп |
Наименование функций |
Доля а общем объеме в % |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Оформление договорных отношений и финансирование разработки ТЭО-инвестиций, бизнес-планов и т.п. на основе утвержденной ПГД |
70 |
|
2 |
Рассмотрение и утверждение ТЭО-инвестиций, бизнес-плана и пр. |
30 |
|
Итого |
100 |
Состав основных функций заказчика на стадии
"Планирование"
Таблица 5
№№ пп |
Наименование функций |
Доля а общем объеме в % |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Разработка "перечня строек" |
30 |
|
2 |
Разработка титульного списка "ПИР" |
30 |
|
3 |
Согласование и утверждение плановых документов |
40 |
|
Итого |
100 |
Состав основных функций заказчика на стадии
"Подготовка пакета исходно-разрешительной документации"
Таблица 6
№№ пп |
Наименование функций |
Доля а общем объеме в % |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Оформление договорных отношений и финансирование разработки пакета ИРД |
40 |
|
2 |
Подготовка конкурсной документации |
30 |
|
3 |
Участие в конкурсе заказчиков-застройщиков |
10 |
|
4 |
Оформление права на аренду земельного участка |
20 |
|
Итого |
100 |
Состав основных функций заказчика на стадии
"Подготовка проектной документации"
Таблица 7
№№ пп |
Наименование функций |
Доля а общем объеме в % |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Оформление договорных отношений и финансирование разработки проектной документации |
20 |
|
2 |
Проведение конкурса подряда проектных организаций |
10 |
|
3 |
Техническое сопровождение разработки проектной документации (контроль за разработкой, согласование в установленном порядке, уточнение технических условий и пр. |
50 |
|
4 |
Экспертиза и утверждение проектной документации |
10 |
|
5 |
Оформление аренды земельного участка |
10 |
|
Итого |
100 |
Состав основных функций заказчика на стадии
"Строительство"
Таблица 8
№№ пп |
Наименование функций |
Доля а общем объеме в % |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Проведение конкурса подряда строительных организаций |
10 |
|
2 |
Оформление договорных отношений и финансирование строительства |
10 |
|
3 |
Освобождение территории строительства |
10 |
|
4 |
Обеспечение строительства материалами и оборудованием поставки заказчика |
15 |
|
5 |
Управление строительством: технический надзор, участие в проведении рабочих и государственных комиссий, передача объектов в эксплуатацию |
30 |
|
6 |
Координация деятельности проектных, строительно-монтажных, специализированных и др. организаций |
10 |
|
7 |
Организация и реализация инвестиционной деятельности на основе утвержденного бизнес-плана |
15 |
|
Итого |
100 |
Состав основных функций заказчика на стадии
"Подготовка объекта к эксплуатации"
Таблица 9
№№ пп |
Наименование функций |
Доля а общем объеме в % |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Оформление договоров и финансирование пуско-наладочных работ |
15 |
|
2 |
Приобретение и поставка технологического оборудования и материалов |
60 |
|
3 |
Подготовка документации по объекту для предоставления эксплуатирующей организации |
25 |
|
Итого |
100 |